Почему ребёнок говорит неправильно

gallery/ac1de083e32d

     Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. К началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Постепенно все недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

 

     У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

 

  • Проявления речевых нарушений
  • Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
  • Нарушение слоговой структуры слов.
  • Бедный словарный запас, непонимание значений слов ш др.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания! развертывания высказывания, планирования, прогнозирования и т.д.).
  • Мелодико-интонационные недостатки(отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
  • Темпо - ритмическая недостаточность (ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.)
  • Бедность выразительных средств устной речи. «   Сложности в межличностном отношении.

 

           Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. Они воздействуют на ребенка -непосредственно или опосредованно - на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

          Основные причины патологии детской речи:

     Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

 

          Заболевания в первые годы жизни ребенка; в зависимости от времени их воздействия, локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Отрицательно влияют на развитие речи частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго - энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства, Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы; в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

 

   Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

 

           Каждая из названных групп причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи.

 

          При анализе причин возникновения нарушений учитывается соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

 

      Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

 

        Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском», к которым относятся:

 

1.  Семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

2.  Семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

3.  Семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

4.  Семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

 

       В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

 

     В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

 

   В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

 

Вывод: большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Можно считать аксиомой следующее: комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

 

1.   Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

 

2.   Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

♦  посредством    называния    окружающих    предметов    и    явлений    развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

♦  в   собственной  речи   четко   проговаривать   окончания   слов,   дать  ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т.д.);

♦   обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

♦   привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

♦   совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

 

3.  Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

 

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

 

5.  Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъёме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

 

6.   Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая) личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.