Эту страницу ведет Кристина Олеговна Решетова

Музыкальное воспитание в раннем возрасте

gallery/image_image_566106

Раннее развитие ребенка в настоящее время стало довольно модной тенденцией. Одной из областей раннего развития ребенка является вопрос о музыкальной деятельности. Когда начинать музыкальное образование ребенка, как подготовить ребенка к музыкальной школе, что делать для того, чтобы развить у ребенка хороший слух и т.д. Во-первых, стоит отметить, что советы здесь вряд ли уместны, а музыкальное развитие своих детей родители должны простраивать сами. Но для того, чтобы самим планировать, каким образом развивать ребенка, необходимо понимать, в чем функции раннего музыкального образования и каковы основные вехи в музыкальном развитии ребенка.

Кроме очевидного развития музыкальности раннее общение с музыкой имеет и другие побочные эффекты. Это и общее психическое развитие, личностное, физическое и когнитивное развитие. Во-первых, музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Прежде всего это происходит благодаря совместному прослушиванию музыкальных произведений взрослого и малыша с самого рождения. Взрослых часто это удивляет, но ранее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания. Восприятие музыки это активная деятельность, а не пассивное слушание, как полагают многие родители. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, для чего необходимо совместное со взрослым прослушивание музыкального произведения. Родители должны побуждать активность детей при слушании музыки

Какова же логика становления основ музыкального восприятия ребенка? Первое, на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Попробуйте одно и то же выражение или слово произнести с разной интонацией, и вы заметите, что ваш малыш по-разному реагирует на одинаковые слова, произнесенные с разной интонацией. Для ребенка первого-второго года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, горя и т.д. А вот для ребенка третьего года жизни интонация музыки не достаточна, ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности, как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Хорошо, если бы ребенок имел доступ к разным музыкальным инструментам: духовым (дудочка, свирель), ударно-клавишным (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударным (бубен, барабан), струнным (балалайка). Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Кроме того, родителям не стоит забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда. Не стоит ограничивать звукотворческую деятельность ребенка только потому, что вы не переносите громких звуков. Посмотрите, как годовички любят колотить ложкой по тарелке или ручками по дну кастрюли. Также стоит отметить, что в раннем возрасте ребенок должен быть ознакомлен с различной музыкой: от классической до диско. Под разную музыку мы танцуем по-разному. Танцуя с ребенком на руках или за руку, мы передаем ему чувство ритма и обучаем чувствованию музыки. Дети, с которыми танцуют родители и которых не ограничивают в движении под музыку, в будущем легче обучаются в музыкальной школе. Еще раз хотелось бы акцентировать внимание на то, что раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики ребенка. Если ребенок не ограничен в своих проявлениях (движение, звукотворчество) и его среда насыщена (общение со взрослыми и другими детьми, доступ к музыкальныминструментам), его обучение в музыкальной школе вряд ли будет затрудненным, а будет лишь в радость ребенку. Ведь все новое привлекает ребенка, если это новое станет таким прекрасным как музыка, будьте уверены, что оно привлечет ребенка и станет частью его духовной жизни в будущем.