Развивающая предметно-пространственная среда ДОО


 Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.


  В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

 

 Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: познавательных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

 


«Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова

 

 


                                             НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

                               регламентирующие построение развивающей
                                       предметно-пространственной среды

 

 


• Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ). (Статья 2. Основные понятия… Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или развитию детей. Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет. Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет)
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 

 

 


                                                             ФГОС дошкольного образования
                     Требования к развивающей предметно-пространственной среде

 

 


1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…
2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
4. Развивающая предметно-пространственная среда … должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 


НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ


1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство…должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря…должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.

 


ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ


2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ


3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

 


ВАРИАТИВНОСТЬ


4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 


ДОСТУПНОСТЬ


5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников…всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
• свободный доступ воспитанников…к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

 


БЕЗОПАСНОСТЬ


6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

 


                                                     Функции предметно-пространственной среды

 


• Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
• Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
• Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

 

 


                                     Функции развивающей предметно-пространственной среды

 


для детей

1. Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
2. Ориентировка в окружающем.
3. Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками
4. Источник становления субъектного опыта ребенка.
5. Развитие инициативы, воображения, творчества.
6. Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.
7. Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
1. Реализация содержания образовательной программы.

 

 

для взрослых


2. Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
3. Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
4. Организует деятельности детей.
5. Влияет на воспитательный процесс.

 


                      Развивающая предметно-пространственная среда

 


рассматривается
как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;


включает
обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;


позволяет
педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка

 


Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.